ПОЛНОЕ СОБРАНIЕ
СОЧИНЕНIЙ
РУССКИХЪ АВТОРОВЪ.
СОЧИНЕНIЯ
ЛОМОНОСОВА.
ТОМЪ ПЕРВЫЙ.
Печатать позволяется:
съ тѣмъ, чтобы по отпечатаніи представлено было въ Ценсурный Комитетъ узаконенное число экземпляровъ.
С.-Петербургъ, 21 Мая 1846 года.
Ценсоръ В. Куторга.
Изданiе Александра Смирдина.
САНКТПЕТЕРБУРГЪ.
Въ Типографiи Втораго Отдѣленiя Собственной
Его Императорскаго Величества Канцеляріи.
1847.
РАЗСУЖДЕНIЕ
О РАЗМНОЖЕНІИ И СОХРАНЕНІИ РОССІЙСКАГО НАРОДА ВЪ ПИСЬМѢ КЪ И. И. ШУВАЛОВУ.
Милостивый Государь
Иванъ Ивановичь!
«Разбирая свои сочиненія, нашелъ я старыя записки моихъ мыслей, простирающихся къ приращенію общей пользы. По разсмотрѣніи разсудилось мнѣ за благо пространнѣе и обстоятельнѣе сообщить ихъ Вашему Высокопревосходительству, яко истинному рачителю о всякомъ добрѣ любезнаго отечества, въ упованіи, можетъ быть найдется въ нихъ что нибудь къ дѣйствительному поправленію Россійскаго свѣта служащее, что вашимъ проницательствомъ и раченіемъ разобрано, расположено и къ подлинному исполненію проведено быть можетъ, всѣ оныя по разнымъ временамъ замѣченныя порознь мысли, подведены быть могутъ, какъ мнѣ кажется, подъ слѣдующія главы:
1. О размноженіи и сохраненiи Россійскаго народа.
2. О истребленіи праздности.
3. О исправленіи нравовъ и о большомъ народа просвѣщенiи.
4. О исправленіи земледѣлія.
5. О исправленіи и размноженіи ремесленныхъ дѣлъ и художествъ.
6. О лучшихъ пользахъ купечества.
7. О лучшей Государственной Экономiи.
8. О сохраненіи военнаго искуства во время долговременнаго мира.»
«Сіи толь важныя главы требуютъ глубокаго разсужденія, долговременнаго въ Государственныхъ дѣлахъ искуства къ изъясненію, и предосторожной силы къ произведенію въ дѣйство. И такъ, М. Г,. извините мою дерзость, что неимѣя къ тому надобной способности, касаюсь толь тяжкому бремени, только изъ усердія, которое мнѣ непозволяетъ ничего (хотя бы только и по-видимому) полезного обществу оставить подъ спудомъ. Начало сего полагаю самымъ главнымъ дѣломъ: сохраненіемъ и размноженіемъ Россійскаго народа, въ чемъ состоитъ величество, могущество и богатство всего Государства, а не въ обширности тщетной — безъ обитателей. Божественное дѣло, и милосердыя и человѣколюбивыя Нашея Монархини кроткаго сердца достойное дѣло, избавлять подданныхъ отъ смерти, хотя бы иные по законамъ и достойны были. Сіе помилованiе есть явное и прямо зависящее отъ Ея Материнскія Высочайшія воли и повелѣнія. Но много есть человѣкоубивства и еще самоубiйства, народъ умаляющаго, коего непосредственно указами, безъ исправленія или совершеннаго истребленія нѣкоторыхъ обычаевъ, и еще нѣкоторыхъ подъ именемъ узаконенiй вкоренившихся, истребить не возможно.»
(Важнѣйшимъ злоупотребленіемъ Ломоносовъ считаетъ браки между лицами несотвѣтственныхъ лѣтъ; при немъ почти вездѣ по деревнямъ выдавались взрослыя дѣвки за несовершеннолѣтнихъ парней. Такому обычаю Л. приписываетъ происхожденіе многихъ пороковъ, унижающихъ человѣческое достоинство, кромѣ естественнаго вреда и препятствія размноженію. Точно также вооружается онъ и противъ браковъ стариковъ съ молодыми дѣвицами.)
1. «По моему мнѣнію невѣста жениха должна быть старѣе развѣ только двумя годами, а женихъ старѣе можетъ быть 15-ю лѣтами. Сiе для того, что женщины скорѣe старятся, нежели мужчины; а особливо отъ частой беременности. Женщины родятъ едва далѣe 45 лѣтъ, а мужчины часто и до 60 лѣтъ къ плодородію способны: всего сходнѣе, ежели мужъ жены старѣе отъ 7 до 10 лѣтъ. Хотя жъ по деревнямъ и показываютъ причины, что женятъ малыхъ ребятъ для работницъ, однако все пустошь, за тѣмъ что ежели кто семью малую, а много пашенъ или скота имѣетъ, тотъ наимуй работниковъ, прими третьщиковъ или половинщиковъ, или продай излишнее другому»
2. «Неравному супружеству много подобно насильное! .... для того должно вѣнчающимъ Священникамъ накрѣпко подтвердить, что они услышавъ гдѣ о невольномъ сочетаніи, онаго не допускали и не вѣнчали подъ опасеніемъ лишенія чина. Жениха бы и невѣсту не тогда только для виду спрашивали, когда они уже приведены въ церковь къ вѣнчанію, но нѣсколько прежде.»
Въ 3-мъ своемъ параграфѣ Ломоносовъ разсуждаетъ о правилѣ не жениться и не выходить за мужъ болѣе трехъ разъ.
Въ 4-мъ о постриженіи вдовыхъ молодыхъ священниковъ и дьяконовъ, въ монахи.
Сюда жъ наддежитъ и постриженіе молодыхъ людей прямо въ монахи и монахини, которое хотя въ нынѣшнія времена и умалилось предъ прежними, однако еще много есть излишества, особливо въ Малороссiи и при Синодальныхъ школахъ. — .... Мнѣ кажется, что надобно клобукъ запретить мужчинамъ до 50, а женщинамъ до 45 лѣтъ.
5. «Вышеписанное касалось больше до обильнѣйшаго плодородія родящихъ, слѣдующее надлежитъ особливо до сохраненiя рожденныхъ, хотя, говоритъ Ломоносовъ, принятіемъ предложенныхъ мѣръ, несомнѣнно воспослѣдовать можетъ знатное примноженіе народа, и не столько будетъ беззаконнорожденныхъ, слѣдовательно и меньше дѣтскаго душегубства, однако по разнымъ случаямъ и по слабости человѣческаго сложенія быть тому невозможно, чтобы непозволеннымъ сластолюбіемъ, или и насильствомъ обеременная женщина, не хотя быть обезславлена, не искала бы способовъ утаить своего беззаконія и несчастія, отъ чего иногда въ отчаяніи матери дѣтей своихъ убиваютъ. Для избѣжанія столь ужаснаго здодѣйства и для сохраненія жизни неповинныхъ младенцевъ, надобно бы учредить нарочные богадѣленные домы для невозбраннаго зазорныхъ дѣтей пріему, гдѣ богадѣленныя старушки моглибъ за ними ходить, вмѣсто матерей или бабокъ; но о семь особливо въ письмѣ о исправленіи и размноженіи ремесленныхъ дѣлъ и художествъ.»
6. «Слѣдуютъ сему младенческія болѣзни, изнуряющія и въ смертныя челюсти повергающія начинающуюся жизнь человѣческую, изъ которыхъ первое и всѣхъ лютѣйшее мученіе есть самое рожденіе. Страждетъ младенецъ не менѣе матери, и тѣмъ только разнится ихъ томленіе, что мать оное помнитъ, не помнитъ младенецъ. Коль же оно велико, изъявляетъ Давидъ Пророкъ, ибо, хотя изобразить ужасныя враговъ своихъ скорби, говоритъ: тамо болезни яко рождающія (сирѣчь женщины). Проходя болѣзненный путь въ прискорбной и суетной свѣтъ, коль часто нѣжной человѣкъ притерпѣваетъ великія поврежденія, а особливо въ головѣ, тѣмъ, что въ самое въ свое рожденіе лишается едва начатыя жизни, и въ первые почерпнутый духъ въ послѣднее испускаетъ, либо нѣсколько часовъ или дней только лишъ съ настоящею смертію борется. Сіе первое страданіе, которымъ нерѣдко изъ рожденныхъ живыхъ на весь вѣкъ здравіе повреждается. Сего иначе ничѣмъ не можно отвратить, или хотя нѣсколько облегчить, какъ искуствомъ повивальныхъ бабокъ и осторожностiю беременныхъ. Потомъ слѣдуетъ болѣзнь при выходѣ зубовъ, младенцамъ часто смертоносная, когда особливо падучую болѣзнь съ собою приноситъ. Также грыжи, оспа, сухотка, черви въ животѣ и другія смерти дѣтской причины всѣ требуютъ знанія, какъ лечить нѣжныхъ тѣхъ болѣзни. (?) Для умалѣнія толь великаго зла совѣтую въ дѣйствіе произвести слѣдующее; 1-е) выбрать хорошія книжки о повивальномъ исусствѣ, и самую лучшую положивъ за основаніе, сочинить наставленіе на Россійскомъ языкѣ, или сочинивъ на другомъ, перевесть на Россійской, къ чему необходимо должно присовокупить добрые пріемы Россійскихъ повивальныхъ искусныхъ бабокъ; для сего созвавъ выборныхъ, долговременнымъ искусствомъ дѣло знающихъ, спросить каждую особливо о всѣхъ вообще, и что заблаго принято будетъ, внести въ оную книжицу. 2-е) Для излеченія прочихъ дѣтскихъ болѣзней положивъ за основаніе великаго медика Гофмана, который упражнявшись чрезъ 60 лѣтъ въ докторскомъ званіи, при концѣ жизни писалъ наставленіе о излеченіи младенческихъ болѣзней, по которому я дочь свою дважды отъ смерти избавилъ, и присовокупивъ изъ другихъ лучшее, соединить съ вышеписанною книжкою о повивальномъ искусствѣ; притомъ не позабыть что наши бабки и лекари съ пользою вообще употребляютъ. 3-е) Въ обоихъ совокупленныхъ сихъ искусствъ (?) въ одну книжку наблюдать то, чтобы способы и лекарства по большей части нетрудно было сыскать вездѣ въ Россіи, за тѣмъ, что у насъ аптеками такъ скудно, что не токмо въ каждомъ городѣ, но и въ знатныхъ великихъ городахъ по нынѣ неустроены, о чемъ давно бы должно было имѣть попеченіе, но о семъ особливо представлено будетъ. 4-е) Оную книжку напечатавъ въ довольномъ множествѣ, распродать во все государство по всѣмъ церквамъ, чтобы священники и грамотные люди, читая, могли сами знать и другихъ наставленіемъ пользовать. По изчисленіи умершихъ, по приходамъ, учиненному въ Парижѣ, сравнивъ ихъ лѣта, умираютъ въ первые три года столько же почти младенцовъ, сколько въ прочіе до ста считая. И такъ положимъ, что въ Россіи мужеска полу 12 милліоновъ; изъ нихъ состоитъ одинъ милліонъ въ такомъ супружествѣ, что дѣти родятся, положивъ общее одинъ въ два года. По сему на каждый годъ будетъ рожденныхъ полмилліона, изъ коихъ въ три года умретъ половина, или еще по здѣшнему небреженію и больше, такъ что на всякой годъ достанется смерти въ участіе по сту тысячь младенцевъ, не свыше трехъ лѣтъ. Не стоитъ ли труда и попеченія нашего, чтобы хотя десятую долю, то есть 10 тысячь, можно было удобными способами сохранить въ жизни.»
7. «Доселѣ о натуральныхъ обстоятельствахъ, младенцамъ вредныхъ; остается упомянуть о поврежденіяхъ, отъ суевѣрія и грубаго упрямства происходящихъ. Попы, не токмо деревенскіе, но и городскіе, крестятъ младенцовъ зимою въ водѣ самой холодной, иногда и со льдомъ, чтобы вода была натуральная, безъ примѣшенія, и вмѣняютъ теплоту за примѣшенную матерію, а не думаютъ того, что лѣтомъ сами же крестятъ теплою водою, по ихъ мнѣнію смѣшанною. — Но и въ самой холодной водѣ еще теплоты очень много, отъ замерзанія въ ледъ принимаетъ вода на себя стужу до 130 гр., да и тутъ можно почесть ее горячею, за тѣмъ, что замерзающая ртуть несравненно большее разстояніе отъ сего градуса имѣетъ, нежели вода отъ кипятка до замерзанія, однако… физику толковать нѣтъ нужды; довольно принудить властію, чтобы всегда крестили водою, лѣтней въ разсужденіи теплоты равною; за тѣмъ, что холодная изшедшему недавно изъ теплой матерной утробы младенцу конечно вредна, а особливо который много претерпѣлъ въ рожденіи, одно погруженіе въ умѣренной водѣ не безъ тягости младенцу, когда мокрота въ глаза, въ уши, въ ноздри, а иногда и въ ротъ вливается (а когда ротъ и ноздри запираетъ попъ рукою, тогда пресѣкается дыханіе, которое недавно лишь получилъ младенецъ). Когда жъ холодная вода со льдомъ охватитъ члены, то часто видны бываютъ признаки падучей болѣзни, и когда отъ купели живъ избавится, однако въ слѣдующихъ болѣзняхъ, кои всякой младенецъ послѣ преодолѣть долженъ, а особливо при выходѣ первыхъ зубовъ, оная смертоносная болѣзнь удобнѣе возобновится. — Коль много есть столь несчастливыхъ родителей, кои до 10 и 15 дѣтей родили, а въ живыхъ ни единаго не осталось.»
8. «Бѣдственному младенческому началу жизни слѣдуютъ приключенія, нападающія на здравіе человѣческое въ протчемъ оныя теченіи. И во первыхъ невоздержаніе и неосторожность съ уставленными обыкновенiями, особливо у насъ въ Россіи вкоренившимися и имѣющими видъ нѣкоторой святости. Паче другихъ временъ пожираютъ у насъ масляница и св. недѣля великое множество народа однимъ только перемѣннымъ употребленіемъ питья и пищи. Легко разсудить можно, что готовясь къ воздержанію великаго поста, во всей Россіи много людей такъ загавливаются, что и говѣть времени не остается. Мертвые по кабакамъ, по улицамъ и по дорогамъ и частые похороны доказываютъ то ясно. Разговѣнье тому жъ подобно. Да и дивиться не для чего.»
Ломоносовъ распространяется здѣсь о прочихъ явленіяхъ, коими, среди народа, сопровождается заговѣнье... «и такъ себя до чистаго понедѣльника изнуряютъ, что здоровья своего ни коею мѣрою починить не могутъ, употребляя грубыя постныя пищи, которыя и здоровому желудку тягостны. Сверхъ того вскорѣ сдѣдуетъ начало весны, когда всѣ скверности, накопленныя отъ человѣковъ и отъ другихъ животныхъ, бывшія во всю зиму заключенными отъ морозовъ, вдругъ освобождаются и наполняютъ воздухъ, мѣшаются съ водою и намъ съ мокротными и цынготными рыбами въ желудокъ, въ легкое, въ кровь, въ нервы и во все строеніе жизненныхъ членовъ человѣческаго тѣла вливаются, раждаютъ болѣзни въ здоровыхъ, умножаютъ оныя въ больныхъ, и смерть ускоряютъ въ тѣхъ, кои бы еще могли пожить долѣе. Послѣ того приближается Свѣтлое Христово Воскресеніе, всеобщая христіанская радость; тогда хотя почти беспрестанно читаютъ и многократно повторяютъ страсти Господни, однако мысли наши же на св. недѣлѣ. Иной представляетъ себѣ пріятныя и скоромныя пищи, иной думаетъ: поспѣетъ ли ему къ празднику платье, иной представляетъ какъ будетъ веселиться съ родственниками и друзьями, иной ожидаетъ — прибудутъ ли запасы изъ деревни, иной готовитъ живописныя яйца, и несомнѣнно чаетъ случая поцѣловаться съ красавицами или помилѣе свидаться. Наконецъ заутреню въ полночь начали и обѣдню до свѣту отпѣли. Христосъ Воскресе! только въ ушахъ и на языкѣ, а въ сердцѣ какое ему мѣсто, гдѣ житейскими желаніями и самыя малѣйшія скважины всѣ наполнены! какъ съ привязу спущенныя собаки, какъ накопленная вода съ отворенной плотины, какъ изъ облака прорвавшіеся вихри рвутъ, ломятъ, валятъ, опровергаютъ, терзаютъ: тамъ разбросаны разныхъ мясъ раздробленныя части, розбитая посуда, текутъ пролитые напитки; тамъ лежатъ безъ памяти отягченные объяденіемъ и пьянствомъ; тамъ валяются обнаженные и... утомленные недавніе строгіе постники. О! истинное христiанское пощеніе и празднество! не на такихъ ли Богъ негодуетъ у Пророка: Праздниковъ вашихъ ненавидитъ душа моя и кадило ваше мерзость есть предо мною! между тѣмъ бѣдной желудокъ, привыкнувъ чрезъ долгое время къ пищамъ малопитательнымъ, вдругъ принужденъ принимать тучныя и сальныя брашна въ сжавшіеся и ослабѣвшіе проходы, и неимѣя требуемаго довольства жизненныхъ соковъ, несваренныя яденія по жиламъ посылаетъ: онѣ спираются, пресѣкается теченіе крови, и душа... изъ тѣсноты тѣла прямо улетаетъ. Для увѣренія о семъ можно справиться по церковнымъ запискамъ, около котораго времени въ цѣломъ году у поповъ больше меду на кутью исходитъ. Неоспоримое есть дѣло, что неравное теченіе жизни и круто перемѣное питаніе тѣла не токмо вредно человѣку, но и смертоносно, такъ что вышеписанныхъ строгихъ постниковъ, притомъ усердныхъ и ревностныхъ праздниколюбцевъ, самоубійцами почесть можно. Правда, что ежели кто на масляницѣ приуготовляется къ посту житіемъ умѣреннымъ, въ постъ не изнуряетъ себя излишно и говѣетъ больше духомъ, нежели брюхомъ, на св. недѣлѣ радуется о препровожденіи в. поста въ истинныхъ добродѣтеляхъ, въ трудахъ обществу полезныхъ и Богу любезныхъ, а не въ томъ, что дожилъ до разрѣшенія на вся, тотъ конечно меньше почувствуетъ припадковъ отъ нездороваго времени, а особливо когда трудами кровь приводитъ въ движеніе, и словомъ, содержитъ себя хотя то постными, то скоромными пищами, однако равно умѣренными, безъ крутыхъ скачковъ и пригорковъ. Но здѣсь въ сѣверѣ, сіе по концамъ тучное, а въ середкѣ сухое время, есть самая праздная часть года, когда крестьяне не имѣютъ никакой большой работы, и только посѣянные, пожатые, измолоченные и смолотые плоды полевые доѣдаютъ. Купцамъ, за испорченными дорогами и распутицами почти нѣтъ проѣзду изъ города въ городъ съ товарами; нѣтъ кораблямъ плаванія и морскимъ людямъ довольнаго движенiя; военные люди стоятъ въ походахъ по зимнимъ квартирамъ, а дома, то для морозовъ, то для слякоти не могутъ быть удобно экзерциціи. и такъ большая часть народа должна остаться въ праздности, которая въ загонѣнье и розговѣнье даетъ причину къ необузданной роскоши, а въ постъ съ худыми прошлогодними пищами и съ нездоровымъ воздухомъ соединенная, портитъ здоровье и жизнь коротитъ.»
«Многіе скажутъ: да проживаютъ же люди! отцы наши и прадѣды жили долгіе вѣки! правда живутъ и Лопари, питаясь почти одною только рыбою; да посмотритежъ, коль они тѣломъ велики и коль многолюдны, и сравните ихъ съ живущими въ томъ же климатѣ самоядами, питающимися но большой части мясомъ. Первые ростомъ мѣлки, малолюдны, такъ что на 700 верстахъ въ длину, а въ ширину на 300, Лопарей толь мало, что и въ большіе солдатскіе наборы со всей земли по два солдата съ числа душъ наймаютъ изъ нашего рода, за тѣмъ, что изъ нихъ весьма рѣдко, чтобы кто и по малой мѣрѣ въ солдаты годился. Самояды напротивъ того ростомъ немалы, широкоплечи и сильны, и въ такомъ множествѣ, что если бы между усобныя частыя кровавыя сраженія между многими ихъ князьками не случались, то бы знатная восточно-сѣвернаго берега часть ими населилась многолюдно. Посмотрите, что те Россійскія области многолюднѣе, гдѣ скотомъ изобильнѣе, за тѣмъ, что во многихъ мѣстахъ, гдѣ скотомъ скудно, и въ мясоѣдъ по большой части питаются рыбою или и пустыми щами съ хлѣбомъ. Въ лѣтній постъ кромѣ новыхъ плодовъ земныхъ, и свѣжихъ рыбъ и благороствореннаго воздуха: 1-е) поспѣшествуетъ сохраненію здравія движеніе тѣла въ крестьянахъ пахатною работою, въ купечествѣ дальнею ѣздою по земдѣ и по морю, военнымъ зкзерциціею и походами. 2-е) Ради исправленія такихъ нужныхъ работъ меньше праздности, матери невоздержанія, меньше гостьбы и пирушекъ, меньше пьянства, неравнаго житія и прерывнаго питанія, надрывающаго человѣческое здравіе. А сверхъ того, хотя бы кто и напился, однако возвращаясь домой, не замерзнетъ на дорогѣ, какъ о масляницѣ бываетъ, и не провалится подъ ледъ, какъ случается на св. недѣлѣ.»
(Здѣсь Ломоносовъ обращается къ первымъ учредителямъ постовъ въ Греціи и землѣ обѣтованной, и предполагаетъ ихъ отвѣтъ, изъ котораго мы выпишемъ только краснорѣчивое описаніе весны южныхъ странъ:)
«Полнымъ сіяніемъ вешняго солнца земное, богатое недро отверзается, произращаетъ здоровыми соками наполненною молодую зелень и воздухъ возобновляетъ ароматными духами. Поспеваютъ ранніе плоды въ пищу, въ прохлажденie и въ лекарство купно служащіе. Пѣнію нашему для славословія Божія соотвѣтствовали журчащіе ручьи, шумящіе листы и воспѣвающія сладкогласныя птицы.»
Ломоносовъ здѣсь распространяется о значеніи поста.» А сверхъ того, «воображаетъ Ломоносовъ рѣчь святителей,» ученьемъ вкорените всѣмъ въ мысли, что Богу пріятнѣе, когда имѣемъ въ сердцѣ чистую совѣсть, нежели въ желудкѣ цынготную рыбу; что посты учреждены не для самоубiйства вредными пищами, но для воздержанiя отъ излишества; что обманщикъ, грабитель, неправосудный, мздоимецъ, воръ и другими образы ближняго повредитель, прощенія не сыщетъ, хотя бы онъ вмѣсто обыкновенной постной пищи въ семь недѣль ѣлъ щепы, кирпичь, мочало, глину и уголье, и большую бы часть того времени простоялъ на головѣ вмѣсто земныхъ поклоновъ. Чистое покаяніе есть доброе житіе, Бога къ милосердію, къ щедротѣ и къ любленію нашему преклоняющее. Сохрани данныя Христомъ заповѣди, на коихъ весь законъ и пророки висятъ: Люби Господа Бога твоего всѣмъ сердцемъ и ближняго какъ самъ себя....»
«Исправленiю сего недостатка» заключаетъ Ломоносовъ «ужасныя обстоятъ препятствія; однако не больше опасны, какъ заставить брить бороды, носить нѣмецкое платье, сообщаться обходительствомъ съ иновѣрными, уничтожить боярство, патріаршество и стрѣльцовъ, и вмѣсто ихъ учредить правительствующій сѣнатъ, святѣйшій синодъ, новое регулярное войско, перенести столицу на пустое мѣсто и новый годъ въ другой мѣсяцъ! Россійской народъ гибокъ!»
9. «Кромѣ сего впадаетъ великое множество людей и въ другія разныя болѣзни, о излеченіи коихъ весьма еще мало порядочиныхъ есть учрежденій, как выше упомянуто, и только по большой мѣрѣ простые, безграмотные мужики и бабы лечатъ на угадъ, соединяя часто натуральные способы, сколько смыслятъ, съ вороженьемъ и шептаніями, и тѣмъ не только не придаютъ никакой силы своимъ лекарствамъ, но еще въ людяхъ укрѣпляютъ суевѣріе, больныхъ приводятъ въ страхъ унылыми видами и умножаютъ болѣзнь, приближал ихъ скорѣе къ смерти. Правда, много есть изъ нихъ, кои дѣйствительно знаютъ лечить нѣкоторыя болѣзни, а особливо внѣшнія какъ коновалъ и костоправы, такъ что иногда и ученыхъ хирурговъ въ нѣкоторыхъ случаяхъ превосходятъ, однако все лучше учредить по правиламъ, медицинскую науку составляющимъ. Къ сему требуется по всѣмъ городамъ довольное число докторовъ, лекарей и аптекъ, удовольствованныхъ лекарствами, хотябъ только по нашему климату пристойными, чего не токмо нѣтъ и сотой доли, но и войско Россійское весьма недовольно снабжено медиками, такъ что лекари не успѣваютъ перевязывать и раненныхъ, не токмо чтобы всякаго осмотрѣть, выспросить обстоятельства, дать лекарства и тѣмъ страждущихъ успокоить Отъ такого непризрѣнія, многіе, коимъ бы ожить, умираютъ. Сего недостатка ничѣмъ неможно скорѣе наполнить, какъ для изученія докторства послать довольное число Россійскихъ студентовъ въ иностранные университеты, и учрежденнымъ и впредь учреждаемымъ внутри государства университетамъ дать между прочими привиллегіями власть производить достойныхъ въ доктора. 2) Медицинской Канцеляріи, подтвердить накрѣпко, чтобы какъ въ аптекахъ, такъ и при лекаряхъ было довольное число учениковъ Россійскихъ, коихъ бы они въ опредѣленное время своему искусству обучали и Сенату представляли. Стыдно и досадно слышать, что ученики Россійскаго народа, будучи по десяти и больше лѣтъ въ аптекахъ, почти никакихъ лекарствъ составлять неумѣютъ, а ради чего? за тѣмъ, что аптекари держатъ еще учениковъ нѣмецкихъ, а Русскіе при иготѣ, при рѣшетѣ и при угольѣ до старости доживаютъ и учениками умираютъ; а нѣмецкими всего государства не наполнить. Сверхъ того недостаточное знаніе языка, разность вѣры, несходные нравы и дорогая имъ плата много препятствуютъ.»
10. «Смертямъ отъ болѣзни слѣдуютъ насильственныя, натуральныя, и случайныя обстоятельства, какъ причины лишенія жизни человѣческой, т. е. моровыя язвы, пожары, потопленія, морозы, повѣтрія на людей хотя по большой части въ южныхъ прсдѣлахъ здѣшняго государства случаются, однако всякіе способы противъ того употреблять должно. Оные состоять въ истребленіи уже начавшагося, или въ отвращеніи приходящаго. Къ первому требуются извѣстныя употребительныя противъ такого несчастія средства, и для того лучшіе должно выбравъ изъ авторовъ, сочинить медицынскому факультету книжку, и напечатавъ распродать по Государству. Ко второму надобно съ бывшихъ примѣровъ собрать признаки, изъ которыхъ главный есть затмѣніе солнца, причиняющее почти всегда вскоре падежъ на скотъ, а послѣ и на людей повѣтріе. Въ наши просвѣщенные вѣки знаютъ о томъ въ великомъ свѣтѣ обращающіеся люди отъ астрономовъ, и могутъ предостеречься невыпуская скота изъ дому и недавая травы того дня снятой; такъ въ другихъ государствахъ остерегаются два или три дни послѣ, и сами никакихъ плодовъ въ то время не снимаютъ и не употребляютъ, говоря, что во время солнечнаго затмѣнія падаютъ ядовитыя росы. Главная причина быть кажется, но моему мнѣнію, что во время затмѣнія закрывается солнце луною, такимъ же тѣломъ, какъ и земля наша, пресѣкается электрическая сила, которую солнце на всѣ растенія во весь день изливаетъ, что видно на травахъ ночью спящихъ и тоже страждущихъ въ солнечное затмѣніе. Время научитъ, сколько можетъ электрическая сила действовать въ разсужденіи повѣтрія. Затмѣнія во всемъ государствѣ не знаютъ и для того надобно заблаговременно публиковать, и что требуется, повелѣть указами, по примеру, какъ водится въ другихъ государствахъ. Для избавленія отъ огненной смерти служитъ предосторожность о утоленіи частыхъ и великихъ пожаровъ, о чемъ покажется пространно въ письмѣ о лучшей государственной экономіи. Потопленія суть двояко: отъ наводненія и отъ неосторожной дерзости, особливо въ пьянствѣ. Первое легко отвратить можно, запретивъ, чтобъ при великихъ рѣкахъ на низкихъ мѣстахъ, вешней особливо водѣ подверженныхъ, никакихъ жилищь не было. Сіе дѣластся отъ одной лѣности, чтобъ вода и сѣно и всякая отъ воды удобность была близко, однако часто на высокихъ мѣстахъ живущіе видятъ весною, сами будучи въ безопасности, какъ скотъ и люди и цѣлые домы неприступной ледъ несетъ въ отчаянiи всякаго спасенія. Вторыхъ потопленій ничѣмъ отвратить нельзя, не умаливъ много гощенія и пьянства, для коихъ люди дерзаютъ переѣзжать чрезъ рѣки въ бурную погоду, перегрузивъ суда множествомъ, пли переходить чрезъ ледъ осенью и весною, когда онъ весьма ненадеженъ и опасенъ, въ главѣ о истребленіи праздности предложатся способы, равно какъ и для избавленія померзанія многихъ зимою.»
11. «Не малой ущербъ причиняется народу убійствами, кои бываютъ въ дракахъ и отъ разбойниковъ. Драки происходятъ вредныя между сосѣдями, а особливо между помѣщиками, которыхъ ничѣмъ, какъ межеваніемъ, утушить не можно. На разбойниковъ хотя посылаются сыщики; однако чрезъ то вывести сіе зло, или хотя знатно убавить, нѣтъ почти никакой надежды. Основательнѣйшіе и сильнѣйшіе къ тому требуются способы. Слѣдующій кажется мнѣ всѣхъ надежнѣе, бережливѣе и Монархинѣ Всемилостивѣйшей славнѣе и притомъ любезнѣе, за тѣмъ, что онъ дѣйствіе свое возымѣетъ меньшимъ пролитіемъ человѣческой крови. Разбойники безъ пристанища въ городахъ и около деревень пробыть и злодѣйствомъ своимъ долго пользоваться не могутъ, при деревняхъ держатся, а въ городахъ обыкновенно часто бываютъ для продажи пограбленныхъ пожитковъ: и такъ, когда имъ сiи мѣста сдѣланы будутъ узки и тѣсны, то не могутъ долго утаиться, не занадобится далече посылать команды и дѣлать кровопролитныя сраженія со многими, когда можно имѣть случай перебрать по однначкѣ и ловить ихъ часто. Всевожделѣнной и долговременной покой внутри нашего отечества чрезъ полтораста лѣтъ, въ кое время послѣ разоренія отъ Поляковъ не нужно было стѣнами защищаться отъ непріятелей, подалъ нерадѣнію нашему причину мало имѣть попеченія о градскихъ огражденіяхъ, и потому большая часть малыхъ городовъ и посадовъ и многихъ провинціальныхъ и губернскихъ городовъ, не токмо стѣнъ каменныхъ, или хотя надежныхъ валовъ и рвовъ, но и деревянныхъ полисадниковъ, или тыновъ не имѣютъ, что не безъ сожалѣнія вижу изъ отвѣтовъ, присылаемыхъ на географическіе вопросы въ Академію Наукъ изо всѣхъ городовъ указомъ Правительствующаго Сената, по моему представленію. Кромѣ того, что проѣзжающіе иностранные не безъ презрѣнія смотрятъ на наши безпорядочные города, или лучше сказать почти на развалины, разбойники употребляютъ ихъ къ своему прибѣжищу, и также могутъ закрыться отъ достойнаго каранія въ городѣ, или еще лучше, нежели въ деревнѣ, за тѣмъ, что городъ больше, и со всѣхъ сторонъ въ него на всякомъ мѣстѣ ворота днемъ и ночью безпрестанно отворены ворамъ в добрымъ людямъ. Когдажъ бы Всемилостивѣйше повелѣть благоизволено было, всѣ Россійскіе города, у коихъ огражденіе рушилось, или его и не было, укрѣпить хотя не каменными стѣнами; но токмо валомъ и рвомъ и высокимъ полисадникомъ, и не во многихъ мѣстахъ оставить ворота съ крѣпкими запорами и съ надежными мѣщанскими караулами, гдѣ нѣтъ гарнизоновъ, такъ, чтобы ряды и лавки были внутри огражденія, то бы ворамъ провозить въ городъ грабленныя вещи для продажи было весьма трудно, и всѣ для осмотру предосторожности употребить было несравненно легче, нежели вмѣстѣ со всѣхъ сторонъ отвореннымъ, а разбойникъ можетъ быть въ воротахъ скорѣе примѣченъ, который непродавъ грабленныхъ вещей, корысти не получитъ. Сверхъ сего въ каждомъ огражденномъ городѣ назначить постоянные ночлеги для прохожихъ и проѣзжихъ съ письменными дозволеніями и съ вывѣскою, и приказать, чтобы каждый хозяинъ на всякой день объявлялъ въ ратушѣ, кто у него быль на ночлегѣ и сколько времени, а другіе бы мѣщане принимать къ себѣ въ домъ пріѣзжихъ и прохожихъ воли не имѣли, подъ опасеніемъ наказанія, кромѣ своихъ родственниковъ, въ городѣ извѣстныхъ. По всѣмъ волостямъ, погостамъ и деревнямъ публиковать, что ежели крестьянинъ, или двое и больше поймаютъ разбойника, приведутъ его въ городъ, или въ другое безопасное мѣсто и докажутъ надежными свидѣтелями и спору въ томъ не будетъ, то давать приводчикамъ за всякую голову по 10 руб. изъ мѣщанскаго казеннаго сбору, а за главныхъ злодѣйскихъ предводителей, за атамана, эсаула, также и за пойманіе и доводъ того, кто держитъ воровскія прибѣжища, по 30 руб. — Сіе хотя довольно быть кажется, гдѣ города не въ весьма дальномъ разстояніи; однако многія мѣста есть въ Россіи глухія на 500 и больше верстъ безъ городовъ, прямыя убѣжища разбойкамъ и всякимъ бѣглымъ и безпашпортнымъ людямъ: примѣромъ служить можетъ лѣсистое пространство около рѣки Ветлуги, которая на 700 верстъ теченіемъ отъ вершинъ до устья простираясь, не имѣетъ при себѣ ни единаго города. Туда съ Волги укрывается великое множество зимою бурлаковъ, изъ коихъ не малая часть разбойники. Крестьяне содержатъ ихъ во всю зиму за полтину человѣка, а буде онъ что работаетъ, то кормятъ и безъ платы не спрашивая пашпорта. По такимъ мѣстамъ должно основать и поставить города, давъ знатнымъ селамъ гражданскія права, учредить ратуши и воеводствы, и оградивъ надежными укрѣпленіями и осторожностями отъ разбойниковъ, какъ выше показано. Сіе будетъ служить не токмо для общей безопасности и къ сбереженію Россійскаго народа, но и къ особливой славѣ Всемилостивѣйшей нашей Самодержицы, яко возобновительницы старыхъ и состроительницы многихъ новыхъ городовъ Россійскихъ.»
12. «Переставая говорить о потерѣ Россійскаго народа болѣзнями, несчастіями и убійствами, должно упомянуть о живыхъ покойникахъ. Съ пограничныхъ мѣстъ уходятъ люди въ чужія государства, а особливо въ Польшу, и тѣмъ лишается подданныхъ Россійская корона. Подлинно, что расположивъ предосторожности на рубежѣ Литовскомъ, однако толь великой скважины силою совершенно запереть невозможно: лучше поступить съ кротостію. Побѣги бываютъ болѣе отъ помѣщичьихъ отягощенiй крестьянамъ и отъ солдатскихъ наборовъ. И такъ мнѣ кажется лучше пограничныхъ съ Польшей жителей облегчить податьми и снять солдатскіе наборы, расположивъ ихъ по всему государству. Для расколу много уходитъ Россійскихъ людей на Вятку: находящихся тамъ бѣглецовъ не можно ли возвратить при нынѣшнемъ военномъ сдучаѣ? А впредь могутъ служить способы, кои представятся о исправленіи нравовъ и о большомъ просвѣщеніи народа.»
13. «Мѣсто бѣглецовъ за границы удобно наполнить можно пріемомъ иностранныхъ, ежели къ тому употреблены будутъ пристойныя мѣры. Нынѣшнее въ Европѣ несчастное военное время принуждаетъ не токмо одинокихъ людей, но и цѣлыя раззоренныя семейства, оставлять свое отечество и искать мѣстъ отъ военнаго насильства удаленныхъ. Пространное владѣніе великой нашей Монархини въ состояніи вмѣстить въ свое безопасное нѣдро цѣлые народы и довольствовать всякими потребами, кои единаго только посильнаго труда отъ человѣковъ ожидаютъ къ своему полезному произведенiю. Условія, коими иностранныхъ привлечь можно къ поселенію въ Россіи, не представляю, не вѣдая довольно союзныхъ и враждебныхъ обстоятельствъ между воюющими и мирными сторонами.»
«Хотѣлъ бы я сочинить примѣрный счетъ, сколько бы изъ сихъ 13 способовъ (а есть еще и больше), воспослѣдовадо сохраненiя и приращенія подданныхъ Ея Императорскаго Величества. Однако требуется къ тому для извѣстія многія обстоятельства и не мало времени; для того только одною догадкою досягаю нѣсколько, что на каждый годъ можетъ взойти приращеніе р0ссійскаго народа больше противъ прежняго до полумілліона душъ, и отъ ревизіи до ревизіи въ 20 лѣтъ до 10 милліоновъ. Кромѣ сего уповаю, что сіи способы не будутъ ничѣмъ народу отяготительны, но будутъ служить къ безопасности и успокоенію всенародному.»
«Оканчивая сіе, надѣюсь, что Вашему Высокопревосходительству что нибудь понравится изъ моихъ доброжелательныхъ къ обществу мнѣній, и прошу о вашемъ безпрерывномъ здравіи в во всемъ удовольствіи Всевышняго Строителя и Правителя всѣхъ народовъ и языковъ, произведшаго васъ въ сей день и влившаго вамъ кровь сына отечества къ произведенію дѣлъ полезныхъ, а паче къ покровительству наукъ и художествъ, къ которымъ я, равно и къ Вамъ, отъ всей искренности усердствуя, съ достодолжнымъ высокопочитаніемъ пребываю.»
Ноября 1.
1761.
Загрузить текстъ произведенія въ форматѣ pdf: Загрузить безплатно.